новости, ЖКХ, справочник

igor_steps


Новости ЖКХ

Справочное пособие для специалистов ЖКХ


Previous Entry Share Next Entry
Постановление 344. Какие проблемы решают новые правила предоставления коммунальных услуг?
новости, ЖКХ, справочник
igor_steps
Пресс-конференция представителей сферы ЖКХ - Часть 1

  • как изменится размер платы за коммунальные услуги в связи с принятием Постановления Правительства РФ № 344;

  • как изменения правил предоставления коммунальных услуг повлияют на эффективность работы управляющих и ресурсоснабжающих компаний;

  • как теперь будут рассчитывать размер платы.

УЧАСТНИКИ
ZhKH_L

  • Андрей Чибис, исполнительный директор НП "ЖКХ Развитие", руководитель Рабочей группы по развитию ЖКХ Экспертного совета при Правительстве РФ

  • Павел Качкаев, заместитель председателя комитета ГосДумы Федерального Собрания РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству

  • Светлана Разворотнева, председатель комиссии Общественной палаты РФ по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике

Вопрос: Попыток трактовать постановление N344, которое в полной мере начнет действовать с 1 июня, сразу, по "горячим следам" в апреле,
было много. Всегда ли они были объективны?
А.Чибис: Большое спасибо за возможность высказаться. Давайте начну с предыстории. На самом деле мы представляем разные структуры: я как
руководитель некоммерческого партнерства, которое занимается жилищно-коммунальным хозяйством, Павел Рюрикович как заместитель председателя профильного комитета, то есть нашей парламентской части, Светлана Викторовна - руководитель комиссии Общественной палаты. Все мы - члены рабочей группы экспертного совета при правительстве Российской Федерации по вопросам ЖКХ. Когда мы мониторили очень подробно ситуацию с ростом платежей населения - не тарифов, а, повторюсь, платежей - причем обсуждали это сначала каждый на разных площадках, а потом - собравшись и очень детально отработав в рамках рабочей группы по ЖКХ "открытого правительства", мы пришли к очень четкой диагностике проблемы, с чем связан рост совокупных коммунальных платежей при том, что тарифы с 1 января 2013г. не росли. Мы на самом деле все вместе пришли к четкому выводу, что подходы, которые были применены в рамках 354-го постановления - предыдущих правил оказания коммунальных услуг, сами формулы, подходы, которые заложены в этом постановлении, и их правоприменение привели к тому, что тарифы не выросли, вроде как ничего не изменилось, а новые подходы к расчетам по общедомовым нуждам и так далее привели к росту платежей. Когда люди стали задавать вопросы своим управляющим компаниям, своим мэрам, своим губернаторам, то действительно, у тех, кто постановление правительства это внедрил, появился рост. Мы как раз вышли с инициативой все вместе от имени рабочей группы "открытого правительства" в правительство Российской Федерации, где обозначили набор проблем и обозначили, каким образом эти проблемы нужно изменить. На наш взгляд, на мой личный взгляд, история от инициации, то есть от диагностики проблемы, от постановки, а мы подготовили свой проект постановления, который после этапов согласования превратится в изменения под названием "постановление N344", это как раз успешный пример экспертного диалога и диалога власти. Это то, о чем говорил 7 мая президент: на самом деле правительству и всем уровням власти, и региональным властям нужно очень внимательно и плотно взаимодействовать с обществом, с экспертным сообществом, для того чтобы не делать каких-то ошибок или какие-то ошибки исправлять. Это такой понятный, четкий, ясный пример: проблема возникла, мы дали свою позицию - надо отдать должное, что позиция наша не всегда совпадала на тот момент с позицией федеральных органов исполнительной власти, правительство нашу позицию поддержало - и вот соответствующие изменения, которые мы видим.
20120914091218Теперь вопрос толкования или трактовки. Обращу внимание на несколько ключевых моментов - что изменилось. Главная проблема, которая, на наш взгляд, очень разумно снята, - это начисления за общедомовые нужды. Совершенно очевидно, и мы это обсуждали в начале февраля у президента в Сочи, что странно, когда норматив на отопление умножается на квадратные метры не отапливаемых площадей. Если у вас чердак, подвал - там, естественно, нет услуги отопления. Она не топится дополнительно, а согласно вступившим нормам, на эти квадратные метры умножается норматив по отоплению на общедомовые нужды, и человек получает в квитанции по новой строке большой платеж. Почему? Или, например, ситуация, когда человек получает за воду внутри своей квартиры шесть или пять кубометров в месяц, в общем-то, ни в чем себе не отказывая, не особо сильно экономя, а по строке "общедомовые нужды" за то же самое - 12 кубометров, то есть в два раза больше. Естественно, у человека возникает справедливый вопрос: "А я за что плачу?". Или когда получает якобы расходы на общедомовые нужды на водоотведение - у нас какое водоотведение в подъезде, где там унитазы стоят?
Конечно, эти нюансы и вызвали этот всплеск возмущения и так далее. Поэтому в рамках данного постановления, во-первых, отменены общедомовые расходы на отопление. Если тепло вошло в дом, то оно в принципе в этот дом ушло, и нет разделения того или иного, нет дополнительных расходов на общедомовые нужды. Размер общедомовых расходов на водоснабжение ограничен специальным нормативом. То есть в пределах норматива, формула которого изменена, - это небольшой расход на промывку системы и на влажную уборку подъезда, если банально и грубо говорить. Никаких других расходов на общедомовые нужды по воде быть не может.
То же самое по электричеству. Понятно, что расходы на освещение подъезда и на лифт - это общедомовые нужды. Но все остальное, за пределами норматива, который установлен в каждом субъекте Российской Федерации, - это вообще вопросы и проблемы управляющей компании.
На самом деле трактование возникло следующее. Управляющие компании в общем-то где-то справедливо говорят: "Подождите! Раньше в дом заходило такое-то количество воды общедомового прибора учета. Мы не мучились, мы распределяли эту воду на всех собственников, не важно - это сосед, который незарегистрированно без счетчика потребил, или это просто труба в подвале течет. Электричество вошло в дом по общедомовому прибору учета - мы на всех раскинули и у нас никаких проблем нет. Вы сейчас, уважаемые коллеги, привели ситуацию к тому, что мы ограничены определенным нормативом - а что нам делать с небалансами, с теми расходами электроэнергии и воды, которые находятся за пределами норматива?". Здесь возникает вопрос. На то мы и нанимаем управляющую организацию, чтобы она отключала незаконно подключенные конструкции рекламные, киоски, которые около дома стоят, и так далее, чтобы она боролась с протечками воды в подвале. Это на самом деле самое радикальное изменение, которое в этом постановлении есть.
Вопрос: Не обанкротятся ли управляющие компании, взяв на себя часть общедомовых платежей?
С.Разворотнева: Есть такие опасения. У нас управляющие компании давно бьют тревогу, и это связано не с нынешним постановлением, а с той системой, когда они являются перепродавцами коммунальных услуг, но при этом не имеют оптовую скидку и, собирая плату примерно от 95% плательщиков, вынуждены отдавать 100%. И эта мина замедленного действия действительно заложена в их деятельности. Поэтому сейчас по поводу этого вышедшего постановления могу сказать, что это был новый всплеск возмущения со стороны управляющих компаний. Но Андрей Владимирович совершенно верно заметил: тут такая понятная развилка: либо все-таки перекладывать это все на граждан, либо на управляющие компании, третьего не дано. Но, очевидно, что ресурсники, которые производят тепло или воду, не будут заходить в каждый дом и смотреть, кто там несанкционированно подключен.
Я хочу сказать, что этим новым постановлением даны дополнительные права управляющим компаниям. Они, например, получили право выявлять не зарегистрированных жильцов (а это у нас одна из причин повышения этих самых платежей), составлять акты.
20130417102718П.Качкаев: Одна из причин, я считаю, всплеска возмущения по 354-му постановлению, - это наша извечная проблема, когда мы принимаем законы и их же с успехом не выполняем. Гораздо меньше было бы проблем, если бы у нас до этого был выполнен 261-й федеральный закон по установке приборов учета, который должен был быть выполнен еще полтора года назад. Мы с вами пытаемся 354-м постановлением, да и 344-м, соединить две вещи: общедомовые расходы потребления жителей с какими-то нормативами. Но нормативы у нас зачастую не соответствуют действительности: где-то они занижены, где-то завышены. Пострадали и те жители, которые имели счетчики прибора учета, и те, которые не имели, а пользовались по нормативам. Основные причины я сказал.
Что касается управляющей компании, то я тут согласен со Светланой Викторовной, что могут управляющие компании пострадать. Но, тем не менее, в 344-м постановлении есть пункт: если четко управляющая компания видит, что общедомовые расходы превышают тот норматив, который был установлен им, или конкретно этому дому, по воде или электроэнергии, собирается общее собрание, показываются все потребленные ресурсы, и общее собрание жителей может принять увеличенные нормативы на тот или иной дом. Понятно, что у нас сегодня в квартирах может быть все, вплоть до саун и бассейнов. Поэтому очень сложно нормативом, не имея квартирных счетчиков, установить фактическое расходование. Я думаю, что не нужно этого бояться. Просто управляющим компаниям нужно быть ближе к жителям: не только собирать квартплату, делать какие-то вещи, но работать с жителями.
А.Чибис: Мы этим постановлением, этим пунктом, этим положением мотивируем управляющую компанию не просто распределять то, что вошло, а действительно сокращать, заниматься энергоэффективностью и действительно работать со своими потребителями. Маленький пример. Руководитель управляющей компании говорит: "Вы понимаете, сколько из унитаза вытекает - чуть ли не 40 кубометров воды в месяц, если струйка течет. Как же мне с этим быть?". Так ты возьми своего слесаря и предложи пройти и закрутить бесплатно и решить эту проблему тем же самым бабушкам. И люди будут довольны, скажут спасибо, что о них заботятся, и расходов воды у тебя не будет. Мы тем самым подталкиваем заниматься с людьми и сокращать расходы. До этого мотивации даже у самых добросовестных компаний сокращать общедомовые расходы не было никакой, потому что за все платят жильцы. Это неправильно.
С.Разворотнева: Еще одна мотивация - это увеличивающийся коэффициент, который будут платить потребители или же управляющие компании, если речь идет об общедомовых нуждах, в случае если прибор учета можно установить, но он не установлен. С 1 января 2015г. этот коэффициент будет 1,1, с 1 июля - 1,2, и так далее. Будут отвечать рублем те, кто не готов или не хочет считать это все по приборам учета.
Вопрос: Есть ли статистика, сколько на сегодняшний день установлено приборов учета?
П.Качкаев: На 1 января 2013г., в целом если взять на уровне 40%, были установлены приборы по Российской Федерации. Это общедомовые, а квартирных и того меньше - около 20-25%.
А.Чибис: В целом около половины. На самом деле Светлана Викторовна правильный  вопрос затронула - это политическое решение. Мы все говорим, что ЖКХ - это политический вопрос. Для того чтобы закон исполнить, чтобы были стимулы и у управляющей компании, и у собственников в доме, и у нас в квартире - принято политическое решение. Оно честное, что с отсрочкой с 2015г. будут повышающие коэффициенты. На мой взгляд, это лояльная рассрочка. Нет прибора учета - начинаешь платить по нормативу плюс 20%, плюс 40% и так далее. Это правильно. Это стимул в течение практически полутора лет установить приборы - совершенно разумный, честный, правильный. И это управляющим компаниям тоже сильно поможет. На самом деле и сегодня ничего не мешает, если они приборы учета будут предлагать ставить.
С.Разворотнева: Еще маленькая реплика. Есть тоже статистика, сколько позволяют экономить приборы учета: от 12% до 58% составляет разница по аналогичным домам. До половины можно сократить совершенно спокойно, и те, кто этого не делает, наверное, просто не заинтересованы.
П.Качкаев: С другой стороны, приборы учета в первую очередь позволяют и ресурсников тоже привести в порядок, потому что те самые пресловутые нормативы, о которых я говорил, - в полтора-два раза завышенны. Приборы учета четко выявляют: за сколько потребил - за столько заплати. Другое дело, что экономический баланс сейчас в основном привязан к нормативу ресурсоснабжающей организации. Если ресурсоснабжающая организация должна получить доход или какой-то годовой валовый объем, то мы должны все равно постараться его обеспечить, чтобы не обанкротить уже ресурсную организацию.
А.Чибис: Насчет доходности управляющих компаний скажу, что и мы все, и правительство настроены действительно сделать, чтобы бизнес управления жильем был бизнесом. Если ты как управляющая компания договорился, что, например, платеж за тепло или за все другие платежи у тебя изменяется на уровне инфляции, но поставил на дом индивидуальный тепловой пункт: не только прибор, а заслон, который автоматически закрывает поставку тепловой энергии, когда на улице становится теплее, ты можешь на этом - практика показывает - до 50% заработать. Ты ресурснику заплатишь меньше на 30, 40, 50%, а житель тоже доволен - у него фиксированный платеж, у него не растет квитанция. Это нормальный честный бизнес. Давайте мы уже перейдем от просто ситуации, когда мы сидим на потоках, к зарабатыванию, к оказанию сервисной услуги. Это может быть эффективным рентабельным бизнесом. Практика показывает: крупные компании, которые есть в Самаре, Нижнем Новгороде, где и жители довольны, являются приличным бизнесом, если делать все по-честному и правильно. Наша задача - чтобы и собственник, потребитель был защищен, но и у компании были нормальные мотивационные рычаги зарабатывать.
Вопрос: Давайте пройдемся еще по другим изменениям, которые есть в 344-м постановлении. На что следует еще обратить внимание россиянам?
А.Чибис: Важный вопрос. Упрощена процедура фиксации оказания некачественной услуги. Раньше была у нас по правилам обязанность дозвониться все-таки до управляющей компании, а она должна была зафиксировать факт некачественной услуги, нужно было договориться, согласовать время приезда представителя управляющей компании, и только в этой ситуации составить акт о том, что у вас нет света, горячей воды, тепла или еще чего-то. На практике получалась следующая тема: приходим мы в 10 или 11 часов вечера домой, начинаем звонить. У нас, к сожалению, нет диспетчерских служб, хотя на это есть ссылка в правилах. И в ближайшее время выйдут стандарты управления жильем, как должны оказываться услуги. Выйдет постановление правительства, и там будет заложена обязанность, чтобы была диспетчерская служба. Вот мы не дозвонились - и все. Мы заблокированы, и когда просто человек составляет акт с соседями, наконец, просто на видео записывает, на мобильный телефон, что течет ржавая вода - начинаются судебные споры. Если не было представителя, вы не дозвонились - формально нарушение условий.
Сейчас правительство упростило этот порядок. Вы звоните, если не дозвонились, то составляете акт, берете двух соседей или председателя многоквартирного дома. В идеале лучше с помощью простых средств зафиксировать, что вода грязная и так далее - разные ситуации бывают. Этот акт является достаточным основанием вместе с претензией, которую вы направляете в управляющую компанию, чтобы с вас за это деньги не брали.
20090423083410Второй момент, который вызвал большие споры, особенно с поставщиками электрической энергии: введена была старыми правилами обязанность с 23-го по 26-е представлять показания прибора учета. С одной стороны, вроде благая вещь. Обязанность ввели представлять показания приборов учета - это значит, мы с вами, как потребители, должны снять эти показания с 23-го по 26-е и отправить. Мы эту работу провели каждый месяц, отправили, получаем квитанцию, а показания приборов не учтены, может, не успели учесть, и так далее. Опять возникает куча конфликтов. Отменили данное постановление - там была наша жесткая позиция, что не нужно обязывать, право - надо дать. Обязанность принимать эти показания приборов учета - да, но не надо нагружать потребителя неудобными вещами. Если нет показаний приборов учета - эти показания никто не дает, то выставляете по среднему либо ставите по нормативу. Раз в полгода приходите, вместе с потребителем смотрите на показания приборов учета и соответственно ему доначисляете или, наоборот, снижаете. Это обязанность управляющей компании, ТСЖ. Не надо заставлять нас, потребителей, заниматься дополнительной бюрократией. Между прочим одновременно вышло постановление с исключением этой обязанности, и Верховный суд РФ параллельно признал данную норму того постановления противоречащей Конституции. Правительство самостоятельно до решения суда эту историю исправило.
И последнее. У нас большинство проблем с водой и с большими начислениями, конечно, было связано не с текущими подвалами или тем, что кто-то воду на улицу выливает, а с тем, что фактически приборов учета в квартире нет у наших соседей. Зарегистрирован один человек либо никто не зарегистрирован, выставляем квитанцию на одного человека, а фактически живет там семья из четырех человек, две детей - понятно, что ванна и прочее - расход воды большой, счет один. Все остальные расходы разносились на остальных соседей. Или ситуация, характерная для Москвы, Подмосковья, крупных городов, когда там живут по 15 человек, - это тоже все на остальных соседей. Конечно, у управляющих компаний фактически не было оснований - они видят, что живут 15 человек, а ничего с этим сделать было нельзя. Сейчас введена норма - абсолютно правильная, легальная, когда управляющая компания или ТСЖ составляет акт о том, что там фактически проживают несколько человек, зарегистрирован один человек, и отправляет данный документ либо в Федеральную миграционную службу, либо в УВД. И те, в соответствии со своими процедурами, проводят по этому поводу проверку, составляют акт об административном правонарушении. Если факт подтверждается, этот протокол является основанием для выставления счета. И тем самым все мы все-таки приводимся к ситуации, когда обязаны соблюдать закон. Если прибор учета в квартире стоит, то, конечно, никакого права составлять какие-то акты нет. Поставь прибор учета - не будет ходить к тебе управляющая компания, не будет ходить к тебе Федеральная миграционная служба и твой участковый. Вот такая норма введена. Это говорит о том, что у управляющей компании появляется просто нормальный, честный, понятный легитимный рычаг бороться с теми, кто проживает, но ни за воду, ни за тепло, ни за что не платит. Вот пожалуйста, эта норма появилась, фиксируйте, актируйте и так далее. Потому что в своих домах, конечно же, и соседи и все остальные видят, кто фактически проживает, хотя и не прописан.
— Вопрос: Постановлением N344 вводится обязанность жителей раз в полгода впускать в квартиры сотрудников управляющих компаний (ТСЖ), ресурсоснабжающих организаций для сверки показаний индивидуальных счетчиков. Ранее этого не было. Не думаете, что коммунальщики столкнуться с противодействием собственников?
А.Чибис: Эта норма была, но была норма, когда управляющая компания или исполнитель коммунальных услуг имеет право проверять прибор учета не чаще одного раза в три месяца. Наоборот, сделали более локальную ситуацию - раз в полгода.
С.Разворотнева: Но тут ввели еще дополнительную норму: в случае если этого представителя не пускают или ломается прибор учета, тут тоже возникает повышающий коэффициент. Это как раз к вопросу об ответственности, которая у нас, к сожалению, часто страдает.
П.Качкаев: Раньше это было допущение, а сегодня это обязанность жителя пускать управляющую компанию раз в полгода - именно обязанность. Если житель не пускает, составляется акт, после составления акта принимаются меры и житель может попасть на повышенный коэффициент по оплате коммунальных услуг.
А.Чибис: С этими правилами получается как в мультике про кота Леопольда: "Давайте жить дружно!". Если вы поставили прибор учета, вы же заинтересованы в том, чтобы платить меньше. Понятно, что если вы хотите - отдавайте показания приборов учета сами, вам будут так начислять. Но если вам лень - это нормально, когда человеку лень, в этом нет ничего плохого, потому что мы все занятые люди, - так впустите раз в полгода человека от управляющей компании. Он посмотрит показания приборов учета, с учетом этого перерассчитает - сократит платеж или, наоборот, увеличит платеж - это честно и это правильно. Если вы не пустили, тогда пожалуйста - вот вам норматив плюс повышающий коэффициент. На наш взгляд, все честно.
— Б.Федоров ("Строительная газета"): Возвратится ли практика бесплатной установки приборов учета для отдельных социальных групп граждан, хотя бы в Москве? Сейчас для пенсионеров только скидки, а у людей нет денег вообще. Кроме того, известно ли вам, что управляющие компании в некоторых районах Москвы превратили установку приборов учета по существу в вымогательство, когда говорят, что установка возможна только с заменой участка трубы?
А.Чибис: Первый вопрос очень важный. На самом деле сегодня, конечно, никто ни в коем случае не мешает муниципалитету, субъекту РФ - у нас в каждом субъекте есть программа по энергоэффективности - профинансировать любым категориям граждан установку приборов учета, и есть много субъектов, где это делается. Но так как вводятся повышающие коэффициенты с 2015г., это, по сути, некий дополнительный источник дохода у той же самой управляющей компании. Она будет получать больше с тех людей, которые приборы учета не установили. Этот период быстро закончится - в течение полугода или года - но, тем не менее, это есть. И сейчас у нас есть предложение, которое пока обсуждается в рамках поправок к Жилищному кодексу, есть поручение президента такие поправки подготовить, и мы сейчас его обсуждаем. Наше предложение заключается в том, чтобы людям, которые получают субсидии, малоимущим обязать управляющие компании, поскольку у них будут дополнительные деньги за счет этих стимулирующих коэффициентов, поставить этот прибор бесплатно. Я еще раз отмечаю: это наше предложение, мы в рамках обсуждения с федеральными органами исполнительной власти эту поправку обсуждаем в рамках изменения Жилищного кодекса. Там еще есть набор изменений, но пока решения по этому поводу окончательно не принято, но мы на этом будем настаивать, потому что это честно. И более того, для той же самой управляющей компании это выгодно - четко понимать, сколько ресурсов заходит. Что касается этих вещей с вымогательством, на мой взгляд, сегодня только ленивый не бьет, не ругает и не контролирует управляющую компанию. И здесь уже тоже есть некие перекосы. Поэтому если вам навязывают - история с установкой приборов учета - то абсолютно конкурентная услуга. Вы можете заказать и поручить своей управляющей компании поставить прибор учета. Она, кстати, обязана вам поставить ее в рассрочку, если вы того захотели. Вы можете по интернету найти любого поставщика - их сейчас очень много - и поставить прибор учета. На самом деле, когда вам управляющая компания или кто-то говорит: "Нужно заменить кусок трубы", отвечаете: "Спасибо, не хочу", обращаетесь в другую компанию, которая вам ставит.
Могут быть случаи, когда специалисты, которые приходят, действительно правы и разумно заменить кусок трубы. Этого тоже нельзя сбрасывать со счетов, потому что многие системы просто гнилые. К этому вы все тоже должны относиться адекватно. Это как у врача: одни врач говорит делать так, другой - по-другому, вы можете выбрать и пойти к третьему. Так же и с приборами учета. Если вы заподозрили, что вам навязывают услугу, обратились ко второму, третьему - если все так говорят, то, значит, диагноз правильный.
С.Разворотнева: Если это коммуникации общедомовые, то понятно, что эта труба должна устанавливаться не за счет проживающего в квартире пенсионера. Действительно, если есть случаи явного давления, то есть Общественная палата, теперь у нас еще создано некоммерческое партнерство "ЖКХ Контроль". Просто мы специализируемся на выявлении таких случаев и попытках их устранить, поэтому обращайтесь - будем разбираться с привлечением прессы, всех ответственных органов.
П.Качкаев: Квартирная вода - это не общедомовые.
А.Чибис: Если от пола до раковины - ваше, если идет стояк - общедомовое.
П.Качкаев: Отвод от стояка - это квартирное, это ваше.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ - ЧАСТЬ 2

Вот не понятно: почему "санкции", за не установку индивидуальных приборов учета ХВС и ГВС, отложили до 2015 года?

я директор Управляющей компании. Все что выше написано - бред чистой воды мудаков теоретиков. Практика показывает, что собственник ищет возможность переложить ответственностьи в случае недоплат, будет виноват УК. Есть хороший способ управления МКД - техобслуживание - вот и надо его испольщзовать, а доверительное управление - бред

You are viewing igor_steps