igor_repetitor (igor_steps) wrote,
igor_repetitor
igor_steps

Categories:

Как развить эмоциональный интеллект детей с помощью поэзии

Не секрет, что EQ (эмоциональный интеллект) не менее важен, чем коэффициент умственного развития (IQ). Об этом можно узнать из разных источников, включая книгу Гиту Бхарвани, основателя одной из первых в Европе компаний, занимающихся оценкой и развитием эмоционального интеллекта. О том, как с помощью эмоционального поэтического воздействия поднять учебные показатели развития ученика, даже, на первый взгляд, неспособного, - в блоге Александра Филянда.

О роли поэзии в развитии эмоционального интеллекта ребенка

Именно этот вид интеллекта,как сейчас уже начинают признавать во всем мире, является не менее, а может быть и более важным, чем пресловутый IQ, для развития ребенка и подростка. В наши дни дети несравненно более зажаты обстоятельствами, условностями, образом жизни не только по сравнению с их сверстниками, жившими в естестественной среде, но и даже по сравнению с нами, получившими образование в школах ХХ-го века, где исключительно мало было техники, но в мириады раз больше было подлинной любви учителей, настоящей дружбы, полноценного общения с родителями. И главным средствои информации и эмоций была у нас, разумеется, книга.

Даже просто читая хорошие книги в одиночестве, учились мы и чувства других людей понимать и различать, и свои эмоции выплескивать, сопереживая героям, любя добрых и неприязненно относясь к злым и т.д. А для подростков с их первыми любовными переживаниями книги, особенно поэтические, жизненно необходимы, ибо именно из них получает стремительно изменяющийся в эти годы человек очень важную для себя информацию о том, что не он первый переживает подобное, что давно уже описаны подобные ситуации и даны самые лучшие рецепты поведения во всех самых сложных случаях человеческих взаимоотношений. И ничто в мире подобный источник иформации для ребенка или подростка заменить не может.



Сейчас, к сожалению, как вы и сами знаете, таким естественным путем у очень многих детей и подростков эмоции совершенно не выплескиваются, книг многие из них просто не читают, а если и читают, то чтобы просто от программы школьной отделаться. Компьютерные игры - это по сути игры с самим собой, реакции друзей человек не видит, реакция, полученная по интернету зачастую полностью искажена, понять ее крайне трудно, да и получена она от такого же зажатого и стесненного эмоционально человека. Может даже показаться на первый взгляд, что подобная эмоциональная зажатость, полная закрытость, даже отчужденность подростка от мира лучше отвечает духу нашего века с его максимальной обособленностью большинства людей друг от друга и концентрацией лишь на себе самом и материальных вопросах, но, к сожалению, именно подобные зажатость и закрытость, невыплескиваемость вовремя эмоций может приводить к регулярным психотравмам, приводящим в свою очередь и к сильным психологическим срывам буквально на пустом месте, а порой и к худшим последствиям. В последние годы это стало происходить во все более младшем возрасте, совершенно еще вроде бы детском, на наш традиционный русско-советский педагогический взгляд.



Но эмоциональную составляющую детей и подростков надо развивать отнюдь не только ради предотвращения разных негативных ситуаций. Уже неоднократно писалось и доказывалось, что эмоции формируют именно особый вид интеллекта, способный очень качественно поднять учебные и иные личностные показатели развития ученика, даже на первый взгляд неспособного или же недостаточно способного к тому или иному предмету, к тому или иному виду деятельности.

Об эксперименте поэтического воздействия на детей в нашей школе

Результаты даже пассивного (когда им читают стихотворения в течение какого-то длительного времени, примерно 1-3 часа в неделю по полчаса за один раз), но регулярного восприятия детьми именно поэтических произведений приводят к очень серьезным изменениям во всем развитии ребенка и подростка - очень серьезному улучшению его разговорной речи, письменной грамотности, культуры поведения и серьезности образа мыслей в целом. А также к возросшему интересу к самостоятельному чтению стихотворений, баллад, даже больших поэм самых разных авторов самых разных времен и народов - от античности до наших дней - и ко все более регулярным попыткам собственного сочинительства стихотворений и - у музыкально одаренных детей - песен. Во время чтения стихотворений выплески эмоций не просто не подавляются, они даже приветствуются (в разумных пределах, разумеется).

И вот получается так, что, слушая стихотворения самых разных поэтов неделю за неделей, месяц за месяцем, ребята постепенно начинают все яснее и яснее понимать, что поэзия - это не просто красиво зарифмованный набор слов, даже не просто кладезь рецептов для отношений с людьми и поведения в тех или иных ситуациях, это некое особое, сакральное пространство, тесно связанное с нашей обыденной жизнью и все же стоящее неизмеримо выше ее.



Во время подобных занятий совершенно пропадает интерес детей с ежеминутному общению с их электронными "друзьями", ребята либо слушают, либо читают выбранные стихотворения из принесенных самими книг - и подобное усилие над собой, подобная собственная работа ума уже не могут не радовать.

Возможно именно поэтому дети и подростки все чаще просят увеличить время занятий, чтобы не только им, но и они сами почитали бы для всего класса полюбившиеся им стихотворные произведения или же собственные свои опыты на этом пути. У младших детей подобные занятия теперь перемежаются с рисованием и обучением основам каллиграфии различных графических систем и шрифтов. И внезапно начинает расти успеваемость детей и по предметам совершенно не гуманитарного цикла, где вообще, казалось бы, никакие прорывы ожидаться были не должны.

Репетитор по математике и физике.
Новосибирск (Краснообск, ОбьГЭС, Элитный, Мичуринский)
Tags: eq, iq, функциональная неграмотность, чтение вслух, эмоциональный интеллект
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments